Громкость музыки и ее объективное измерение при сведении и мастеринге музыки

Среди понятий процесса сведения и мастеринга одним из наиболее неправильно понимаемых является громкость. Конкретнее: мы имеем в виду стандарты громкости для музыки. На самом деле, это не так уж сложно, в чем сможете убедиться, прочитав эту статью.

Нынешние стандарты громкости для музыки многочисленны и разнообразны. Если не быть знакомым ни с одним из них, легко запутаться. Хотя такие потоковые сервисы как, Apple Music, технически имеют собственные стандарты, большинство из них обычно находятся в интервале от -11  до -18 LUFS. Для кино, TV ниже, составляют приблизительно -24 LUFS. Может показаться, что необходимо запомнить кучу информации, но статья и предназначена для того, чтобы максимально упростить эту информацию для музыкантов. Итак…

Что такое стандарт LUFS?

Это означает «Полная шкала единиц громкости». LUFS достаточно быстро стал новым отраслевым стандартом и заменил предыдущий стандарт RMS (среднеквадратичное значение). Стандарт LUFS гораздо точнее, так как измеряет общую громкость ВСЕГО трека. Иными словами, LUFS измеряет громкость так, как ее воспринимает человеческое ухо.

Однако громкость любого музыкального произведения субъективна,  зависит от множества переменных, среди которых основными являются две: Динамический диапазон и Переходная характеристика. Почему именно они?

Потому что это защита слуха, это – безопасность. Представьте, что слушаете классическую музыку, а затем переключаетесь на хеви-металл… Разница в громкости, вероятно, взорвет динамики или повредит слух (а возможно, и не только ваш). Вот почему используются стандарты громкости.

По этой же причине потоковые сервисы нормализуют каждую дорожку до оптимального уровня. Тонкость в том, что каждый трек имеет одинаковый УРОВЕНЬ, но воспринимаемая ГРОМКОСТЬ не всегда одинакова.

Вы можете спросить себя: насколько громко необходимо записывать аудио? Конечно, существует много путаницы, когда дело доходит то темы стандартов громкости, но единственное, что действительно нужно знать – УМЕНЬШЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА = УВЕЛИЧЕНИЕ ГРОМКОСТИ.

При этом рекомендуется делать треки максимально громко, не за счет качества звука. Связано это с тем, что при каждом использовании компрессии вводятся искажения или насыщенность. Если записать трек СЛИШКОМ громким, он будет звучать «накаченным».

Можно подумать, что если стандарт громкости для Apple Music составляет -16 LUFS, стоит мастерить на -16. Это вовсе не обязательно, так как потоковые сервисы автоматически приводят уровень вашего трека к соответствию к стандарту. Если доведение трека до -16 LUFS заставит вас пойти на компромисс в качестве звука… НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО!

Пример для иллюстрации:

Допустим, удалось довести трек до -10 LUFS. Это, скорее всего, будет стоить широкого динамического диапазона и внесет искажения. Конечный продукт понравился, или, по крайней мере, вы воспринимаете его как компромисс. Но если этот же трек попадает в Apple Music, он будет нормализован до -16 LUFS, а это означает, что тяжелая работа в основном потрачена впустую. Иначе говоря, вы внесли бы гораздо меньше искажений, просто отмастерив его при -16. Если вы шли на компромисс, вы проиграли. Если же звук нравится, то все не так плохо. Хотя, если думаете добавить искажение или насыщенность в микс, существуют плагины, созданные специально для этой цели. Скорее всего, это обеспечит большую гибкость, чем использование компрессоров или лимитеров.

Единственное, о чем необходимо помнить твердо: стоит принимать решение беря за приоритет КАЧЕСТВО звука. Все мы, естественно, предпочитаем громкую музыку. Явление это чисто психологическое, но оно неприемлемо, если трек звучит так, будто он был обработан чрезмерно.

Иначе говоря, трек, скорее всего, естественным образом окажется в интервале от -12 до -18, если применить сжатие или ограничение поэтапно.

Стандарт LUFS для телевидения.

Для TV много норм, однако, они сосредоточены вокруг -24 LUFS, поэтому не нужно стараться запоминать их. Некоторые из нормативов:

  • ЭБУ R128 (Европа)
  • ATSC A/85 (Америка)
  • ОП-59 (Австралия)
  • ARIB TR-B32 (Япония)
  • AGCOM 219/09/CSP (Италия)

Повторяем: не старайтесь запомнить какой-либо из них.

Общие требования к записи аудио остаются неизменными. Единственное, что меняется на телевидении – фактическое применение музыки. Другими словами, звуковая дорожка необязательно будет в центре внимания, он может быть использован в качестве фоновой мелодии. В таком случае он будет сведен с остальными программами. Слишком большой динамический диапазон может стать проблемой.

Во всяком случае, музыканту может понадобиться больше сжать или ограничить трек для размещения на TV или в кино. Конкретика может не иметь большого значения, просто постарайтесь сделать песню громче не за счет качества звука.

Стандарт LUFS для пленки.

Нормы для кино практически идентичны эфирным. Однако следует учитывать потоковые платформы для фильмов в 21 веке (таких, как Netflix). Текущий норматив для Netflix — -27 LUFS.

Стандарт LUFS для потоковых сервисов

Вот нормы для некоторых из самых популярных платформ, чтобы сложить представление.

  • Spotify: -14
  • Apple Music: -16
  • Amazon Music: -14
  • Deezer: -15

Как видите они похожи.

Стандарт LUFS для YouTube

Можно рассматривать YouTube как стриминговый сервис, но, вероятно, он заслуживает отдельной статьи. Следует принять во внимание те же соображения, что и в случае с трансляцией и фильмом, потому что мелодии необязательно звучать на переднем плане.Текущий стандарт для YouTube составляет -14 LUFS.

О нормах громкости музыки можно узнать с помощью измерителя громкости Youlean. Однако, есть интересный плагин, который заменит измеритель громкости по умолчанию, используемый в Logic Pro X. По сути, он служит одновременно измерителем громкости (LUFS) и энциклопедией стандартов громкости. С этим плагином не стоит беспокоиться о запоминании данных!

Однако помните главное: ГРОМЧЕ ЛУЧШЕ, НО НЕ ЗА СЧЕТ КАЧЕСТВА ЗВУКА.

Можно мастерить треки на ЛЮБОМ стандарте и просто использовать другое программное обеспечение для нормализации дорожки, чтобы имитировать эффект любой платформы. Помните, что важен динамический диапазон. Нельзя распаковать то, что было сжато, но можно сжать то, что сохранило естественный динамический диапазон.